АООП НОО ЗПР (вариант 7.2)

Пояснительная записка к учебному плану обучающегося 1 класса по адаптированной
основной общеобразовательной программе начального общего образования с задержкой
психического развития, вариант 7.2 (обучается в классе)
Учебный план для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной
программе начального общего образования с задержкой психического развития (вариант 7.2)
(далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план
является составной частью адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2), обеспечивает реализацию
требований федерального государственного стандарта начального общего образования для
обучающегося с ЗПР, определяет перечень, трудоемкость, последовательность учебных предметов
и формы промежуточной аттестации.
При разработке учебного плана использованы следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН,
2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и
воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.01.2014 №32 «Об утверждении Порядка
приёма граждан на обучение по общеобразовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении
федеральных государственных стандартов начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
- Приказ Министерства образования и науки России от 17 июля 2015г. №1015 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. №345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития, одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22
декабря 2015 г. № 4/15);
- Уставом МБОУ «Кузьмичёвская СШ»;
- Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «Кузьмичёвская СШ»;
- Календарным учебным графиком МБОУ «Кузьмичёвская СШ».
Обучение в первых классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:

учебные занятия проводятся по пятидневной учебной неделе и только в первую смену;

использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре –
по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январьмай – по 4 урока по 40 минут каждый);

рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы
продолжительностью не менее 40 минут;

обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном

режиме обучения.
Для реализации АООП НОО ЗПР (вариант 7.2) учреждением используются учебники из
числа входящих в Федеральный перечень учебников, учебные пособия,
выпущенные
организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ норма обеспеченности образовательной деятельности
учебными изданиями определяется исходя из расчёта:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения
программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету,
входящему в обязательную часть учебного плана адаптированной основной общеобразовательной
программы;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия,
достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений,
учебного плана адаптированной основной обще образовательной программы.
Учебники и учебные пособия предоставляются обучающимся бесплатно на время
получения образования.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру
учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
 формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
 готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного
общего образования;
 формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
 формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
 личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Предметные
Задачи реализации содержания
области
Русский язык и
Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их
литературное
применения. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к
чтение
осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться
устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту
житейских задач. Развитие способности к словесному самовыражению на
уровне, соответствующем возрасту и развитию ребёнка. Формирование
первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и
письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.

Математика и
информатика

Обществознание
и естествознание

Искусство

Технология

Физическая
культура

Овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением
простых арифметических задач и другими). Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих
возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения
пространства, времени, температуры и другими в различных видах
практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые
математические знания в жизни.
Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной
жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие
представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать
сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических
условиях.
Развитие
активности,
любознательности
и
разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Накопление первоначальных впечатлений о разных видах искусств (музыка,
живопись, художественная литература, театр и другие) и получение
доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды,
дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и
привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта
восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных
видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии
искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и
некрасиво) в практической жизни ребёнка и их использование в организации
обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных
видах искусства.
Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных
жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для
полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия.
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных
сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и
установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому,
нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение
основными представлениями о собственном теле, возможностях и
ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением,
собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями
включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую

нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной
физических нагрузок. Развитие основных физических' качеств (силы,
быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного
образа жизни.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1
дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на увеличение учебных
часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение
учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательной
деятельности, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно­гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (духовно­нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно­оздоровительное). Организация занятий по
направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной
деятельности в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется учреждением самостоятельно.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими
занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на
коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных
условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий,
их количественное соотношение, содержание осуществляется школой самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Содержание
коррекционно-развивающей
области
представлено
следующими
коррекционными курсами:
 ритмика;
 коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ЗПР (развитие эмоциональной
сферы).
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие
все педагогические работники (учителя, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги
дополнительного образования и др.), а также медицинские работники на договорной основе.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов,
предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная
нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО ЗПР 7.2
определяется учреждением.
Количество коррекционно-развивающих занятий за 5 учебных лет не может составлять
более 3732 часов.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет − 1680 часов, из них 1176 ч
приходится на коррекционно-развивающее направление.

Учебный план начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Классы
Предметные
области

Учебные предметы
Обязательная часть
Русский язык
Русский язык и
литературное чтение
Литературное чтение
Математика и
Математика
информатика
Обществознание и
Окружающий мир
естествознание
Музыка
Искусство
Изобразительное искусство

Количество
часов
в неделю/год
1 доп.
5/165
4/132
4/132
2/66
1/33
1/33

Технология

Труд (технология)

1/33

Физическая культура

Адаптивная физическая
культура

3/99

Итого
Часть, формируемая участниками образовательного
процесса
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область):
коррекционно-развивающая область
Логопедические занятия
Занятия с педагогом - психологом
Занятия с педагогом - дефектологом
Социально-бытовая ориентировка (СБО)
ритмика
направления внеурочной деятельности
Коммуникативная
«Разговоры о важном»
деятельность
Спортивно-оздоровительная
«Спорт – вокруг нас»
деятельность
Общеинтеллектуальное
«Математика вокруг нас»
Итого

21/693
21/693
10/330
7/231
1/33
2/66
2/66
1/33
1/33
3/99
1/33
1/33
1/33
1023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».