Пояснительная записка к учебному плану среднего общего образования на 2024-2025 учебный год (универсальный профиль) Учебный план МБОУ «Кузьмичёвская СШ» разработан в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ФОПСОО, СП 2.4.3648-20, СанПиН1.2.3685-21. При составлении учебного плана в качестве нормативно-правовой основы использованы документы: Федеральный Закон № 273- ФЗ от 29.12.2012«Об образовании в РоссийскойФедерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 мая 2012 года №413 (с изм. от 12.08.2022 №732); Федеральная образовательная программа среднего общего образования (Утверждено приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 под № 371) Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской федерации от 21.09.2022 №858; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; Учебный план среднего общего образования МБОУ«Кузьмичёвская СШ» это документ, который определяет перечень, трудоемкость (общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся), составляет структуру обязательных предметных областей, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, формы промежуточной аттестации обучающихся и периодичность их проведения. Учебный план является частью образовательной программы общеобразовательной организации обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС СОО. Среднее общее образование направлено на становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению; достижение выпускниками планируемых результатов: компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекторией его развития и состоянием здоровья. Особенностью содержания современного среднего общего образования является формирование не только предметных учебных умений, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к выполнению учебнопознавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Учебный план опирается на основную общеобразовательную программу среднего общего образования. При разработке учебного плана учитывались следующие задачи реализации ФООПСОО: – формирование российской гражданской идентичности обучающихся; –обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования; – обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (далее – ФГОССОО); – обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматривающей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность; – установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу; – создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся. Ожидаемые результаты выполнения учебного плана –достижение планируемых результатов по освоению основной образовательной программы среднего общего образования. Срок получения среднего общего образования составляет 2 года. Устанавливается следующая продолжительность учебного года – не менее 34 учебных недель. В соответствии с календарным учебным графиком в 2024-2025 учебном году установлен режим работы 5-дневной рабочей недели. Продолжительность уроков – 40 минут. Перерывы между уроками составляют 10 – 20 минут. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели, при этом для обучающихся объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет не более 7 уроков. Объем домашних заданий (по всем предметам) такой, что затраты времени на его выполнение не превышают (в астрономических часах) 3,5ч. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана МБОУ «Кузьмичёвская СШ» в совокупности не превышает величину недельной допустимой образовательной нагрузки – 34 часа в неделю. Количество часов на уровне СОО составляет 2516, что соответствует установленным требованиям (более 2170, но менее 2590 часов за 2 года обучения). Общими для включения в учебные планы являются учебные предметы: «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История» (или «Россия в мире»), «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Каждая предметная область решает собственные задачи реализации содержания образования в соответствии с требованиями ФГОССОО: Предметная область «Русский язык и литература» включает учебные предметы: «Русский язык» - 2ч., «Литература» - 3ч. (базовый уровень); Предметная область «Иностранные языки» включает «Иностранный язык» (английский) – 3ч. (базовый уровень); Предметная область «Общественные науки» представлена учебными предметами: «История» (базовый уровень - 2ч.), «Обществознание» - 2ч. (базовый уровень), «География» - 1ч. (базовый уровень); Предметная область «Математика и информатика» включает учебные предметы: Математика - 8ч. (алгебра – 4 часа, геометрия – 3 часа, вероятность и статистика – 1 час) (углубленный уровень), «Информатика» (базовый уровень 1ч.); Предметная область «Естественные науки» представлена учебными предметами: «Физика» - 2ч. (базовый уровень), «Химия» - 3 часа (углубленный уровень), «Биология» - 1 час (базовый уровень). Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена учебными предметами «Физическая культура» - 2 ч., 3-ий час «Физической культуры» реализуется за счёт посещения обучающимися спортивных секций школьных спортивных клубов. «Основы безопасности жизнедеятельности» - 1ч.(базовый уровень). В соответствии с требованиями ФГОССОО в учебный план включен учебный курс - «Индивидуальный проект» (10 класс – 1 час, в 11 классе – за счет внеурочной деятельности), который представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и направлен на освоение и демонстрацию метапредметных результатов ООПСОО. Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной). Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: - сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; - способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; - сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; - способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет представляется в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта. Обучающимся были предложены практико-ориентированный, социальный, исследовательский, информационный, творческий, игровой или ролевой типы проектов. После проведенного мониторинга дальнейшего образовательного маршрута обучающихся (по выбору обучающихся) МБОУ «Кузьмчёвская СШ» предложило обучающимся факультативные курсы в10-11 классах: Факультативные курсы: «Актуальные вопросы обществознания» - 1 час в 10 классе. Изучение дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должно обеспечить: - удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; - общеобразовательную, общекультурную составляющую при получении среднего общего образования; - развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; - развитие навыков самообразования и самопроектирования; - углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного знания или вида деятельности; - совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Учебный план среднего общего образования на 2024-2025 учебный год 11 класс (универсальный профиль, с углубленным изучением: математики и химии) Предметная область Учебный предмет Уровень Количество часов 10 11 Итого: Обязательная часть Русский язык Б 2/68 2/68 4/136 Литература Б 3/102 3/102 6/204 Иностранные языки Английский язык Б 3/102 3/102 6/204 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа Геометрия У 4/136 4/136 8/272 У 3/102 3/102 6/204 Вероятность и статистика У 1/34 1/34 2/68 Информатика Б 1/34 1/34 2/68 Физика Б 2/68 2/68 4/136 Химия У 3/102 3/102 6/204 Биология Б 1/34 1/34 2/68 История Б 2/68 2/68 4/136 Обществознание Б 2/68 2/68 4/136 География Б 1/34 1/34 2/68 Б 2/68 2/68 4/136 Б 1/34 1/34 2/68 Русский язык и литература Естественно – научные предметы Общественно – научные предметы Физическая культура Физическая культура Основы безопасности Основы безопасности и защиты Родины и защиты Родины Индивидуальный проект 1/34 Итого 32/1088 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Экология Актуальные вопросы обществознания Физическая культура Всего часов Б 1/34 31/1054 1/34 Ф К Б 33/1156 63/2142 1/34 1/34 1/34 1/34 33/1156 68/2312 Учебный план среднего общего образования на 2024-2025 учебный год 10 класс (социально-экономический профиль, с углубленным изучением: математики и обществознания) Предметная область Учебный предмет Уровень Количество часов 10 11 Итого: Обязательная часть Русский язык Б 2/68 2/68 4/136 Литература Б 3/102 3/102 6/204 Иностранные языки Английский язык Б 3/102 3/102 6/204 Математика и информатика Алгебра и начала математического анализа Геометрия У 4/136 4/136 8/272 У 3/102 3/102 6/204 Вероятность и статистика У 1/34 1/34 2/68 Информатика Б 1/34 1/34 2/68 Физика Б 2/68 2/68 4/136 Химия У 1/34 1/34 2/68 Биология Б 1/34 1/34 2/68 История Б 2/68 2/68 4/136 Обществознание Б 4/136 4/136 8/272 География Б 1/34 1/34 2/68 Б 2/68 2/68 4/136 Б 1/34 1/34 2/68 Русский язык и литература Естественно – научные предметы Общественно – научные предметы Физическая культура Физическая культура Основы безопасности Основы безопасности и защиты Родины и защиты Родины Индивидуальный проект 1/34 Итого 32/1088 1/34 31/1054 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Экология Б 1/34 Физическая культура Б 1/34 1/34 34/1156 32/1054 Всего часов 63/2142 1/34 68/2312 План внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОССОО План внеурочной деятельности обеспечивает учёт индивидуальных особенностей и потребностей учащихся через организацию внеурочной деятельности. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: общеинтеллектуальному, духовно-нравственному, общекультурному, социальному, спортивно-оздоровительному, в том числе через такие формы, отличные от урочной системы обучения, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьное научное общество, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Содержание данных занятий формируется с учётом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей). Учебный план внеурочной деятельности Внеурочная деятельность по Формы внеурочной деятельности предметам школьной программы 10кл 11кл Всего часов «Функциональная грамотность» «Индивидуальный проект» 1 1 2 1 1 «Россия – мои горизонты» 1 1 2 «Нравственные основы семейной 1 жизни» - «Основы здорового образа 1 жизни» «Разговоры о важном» 1 1 2 1 2 5 5 10 Жизнь ученического сообщества 1 1 Обеспечение благополучия учащихся Итогов неделю 1 7 1 7 14 Итого в год 238 238 476 Направление Общеинтеллектуальное Социальное Спортивно оздоровительное Духовно-нравственное 1 Воспитательные мероприятия: В соответствии с Приказом Минпросвещения РФ от 11.12.2020г №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» рабочая программа воспитания школьников реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, совместно с семьей и другими институтами воспитания. Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.