Учебный план для обучающихся по адаптированной основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработан в соответствии с документами: Закон РФ № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Устав школы Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть базисного учебного плана, школьный компонент, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Школьный компонент учебного плана предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: логопедическая коррекция, психокоррекционные занятия и ритмика. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю. Процесс инклюзивного обучения по предметам организуется в форме урока. Учитель проводит урок для состава всего класса, в котором обучающиеся осваивают основную образовательную программу НОО, и организует занятия с обучающимся по адаптированной ООП в соответствии с расписанием уроков. Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния детей от 30 до 40 минут. В часть, формируемую участниками образовательных отношений, входит и внеурочная деятельность, которая направлена на развитие личности обучающегося средствами физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания, а также на расширение контактов обучающихся с обычно развивающимися сверстниками и взаимодействие с обществом. Организация внеурочной воспитательной работы является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации и реализуется классным руководителем и воспитателем в режиме группы продлённого дня. Время, отведённое на внеурочную деятельность (внеклассную воспитательную работу), не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Распределение часов коррекционно-развивающей области класс 3 класс Коррекционные занятия (кол-во часов) логопедические психокоррекционые 1 часа 3 часа Направления внеурочной деятельности Направление 3 класс Спортивно – оздоровительное 1 Общекультурное 1 Духовно-нравственное 1 Социальное 1 Всего: 4 ча са социал. 1ия час Учебный план (АООП УО) на 2022 – 2023 учебный год для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю/год Обязательная часть Язык и речевая практика Русский язык 3/102 Чтение 4/136 Речевая практика 2/68 Математика Математика 4/136 Естествознание Мир природы и человека 1/34 Искусство Музыка 1/34 Изобразительное искусство 1/34 Физическая культура Физическая культура 3/102 Технология Ручной труд 1/34 Итого 20/680 Часть формируемая участниками образовательных отношений Иностранный язык 2/68 Естествознание Мир природы и человека 1/34 Итого 3/102 Коррекционно-развивающая область Логопедические занятия 1/34 Занятия с педагогом - психологом 2/68 Занятия с педагогом - дефектологом 2/68 Социально-бытовая ориентировка (СБО) 1/34 Итого 6/204 Внеурочная деятельность Внеклассное чтение 1/34 Ритмика 1/34 Весёлая физкультура 1/34 Уроки общения 1/34 Итого 4/136 Общий объём нагрузки 33/1122